Пресс-секретарь МИД: Нам нужна госпрограмма "Имидж Беларуси"

Проведен мониторинг наиболее часто задаваемых иностранцами вопросов о Беларуси, проанализирована тематика публикаций о нашей стране в зарубежных СМИ.

 

Проведено анкетирование представителей политических, экономических и общественных кругов в четырех регионах – Европа, Азия, Ближний Восток и Латинская Америка. Какая информация о нашей стране интересует экспертов и рядовых граждан других стран? Насколько предложение соответствует спросу, что необходимо для выстраивания эффективной работы с целевыми аудиториями и почему назрела необходимость в реализации программы "Имидж Беларуси"?
Об этом – в интервью с начальником управления информации – пресс-секретарем МИД Республики Беларусь Андреем Савиных.
 
С момента нашей последней встречи прошло некоторое время. Какие подвижки есть в продвижении нашей страны за рубежом? Какие интересные мероприятия прошли за это время? - Мы с вами обсуждали имидж Беларуси в целом и то, каким образом мы могли бы управлять процессом формирования позитивного имиджа. Могу сказать, что за этот период мы завершили ряд процессов, которые были начаты еще осенью прошлого года, а именно проведение мониторинга наиболее часто задаваемых вопросов. Этот мониторинг мы осуществляли с сотрудниками загранучреждений Беларуси. Мы также очень внимательно проанализировали тематику публикаций о Беларуси в зарубежных СМИ за достаточно длительный период времени. Наконец, самое главное – мы провели анкетирование представителей политических, экономических, общественных кругов в зарубежных странах. В общей сложности было опрошено более 500 человек в 12 странах мира. Мы выбрали четыре региона: Европа, Азия, Ближний Восток, Латинская Америка. Опросы проводились среди зарубежных журналистов, политологов, политиков, экономистов, бизнесменов, туристов. Прежде всего мы ставили своей целью выяснить структуру их интереса к Беларуси и то, какие темы для них представляют наибольший интерес. В этой связи хотел бы поблагодарить Наталью Альбертовну Елсукову и Татьяну Владимировну Купчинову, доцентов кафедры социальной коммуникации Белгосуниверситета, а также студентов третьего курса отделения информации и коммуникации БГУ, которые внесли огромный вклад в эту работу, оказали неоценимую помощь в проведении этого исследования. Сегодня исследование завершено, и мы можем воспользоваться его результатами.
 
Что примечательного было в результатах этого исследования? Какие результаты можно было предсказать, а какие оказались сложнопредсказуемыми? - В первую очередь нас интересовал набор тем и вопросов, которые представляют интерес для зарубежных читателей, граждан, политиков, специалистов. Конечно, нас не удивило, что в центре внимания были туристические возможности, инвестиционный климат и международная торговля. Это три темы, которые лидируют, вне всякого сомнения. Мы увидели огромное количество интересных вопросов, о которых мы знали, и много вопросов, которые казались нам не столь интересными. Если, например, достаточно легко можно было предположить, что интерес к культуре республики будет налицо у всех групп населения и во всех странах, то достаточно ярко проявился, например, и интерес к популярной истории Беларуси. Причем очень часто этот интерес определялся именно в контексте общеевропейской истории: то, что происходило у нас в стране, рассматривалось параллельно с теми глобальными процессами, которые проходили в Европе и мире в целом. Большой интерес был проявлен к культуре Беларуси с точки зрения ее самобытности: многих интересовали обряды, причем даже из дохристианских времен. Очевидно, что большой интерес всегда вызывает такая тема, как природа Беларуси. Очень многие наши респонденты отметили интерес к тому, как Беларусь сохраняет свое биоразнообразие в увязке с общеевропейскими процессами, поскольку тезис о том, что Беларусь является "легкими Европы", очевиден для многих. Действительно, если учесть, что 30% нашей территории покрыто лесами, и эта территория равняется территории двух Нидерландов и снабжает кислородом не только нас, но и сопредельные регионы. Удивительно, но большой интерес проявился к социальной политике Беларуси, а именно к тому, как в нашей стране поставлена борьба с бедностью, помощь инвалидам, социально уязвимым людям, защита материнства, детства. Это вопросы достаточно обыденные, в них нет интриги, но людей это действительно интересует. Это очень здорово формирует имидж государства и страны. Очень много внимания проявляется к системе образования, особенно к профессионально-технической подготовке. Иностранцев – в первую очередь бизнесменов - интересует качество трудовых ресурсов Беларуси – это естественно. Но и простых людей, особенно школьников, интересует то, как белорусские сверстники получают образование и профессию. Серьезный интерес во всем мире проявляется к науке и инновациям – это универсальная для любой страны тема. Естественно, в отношении нашей страны поступает очень много вопросов на эту тему. Кроме того, мы обратили внимание, что серьезный интерес проявляет профессиональная группа людей, а именно эксперты, которые готовят различные рейтинги, аналитические обзоры, которым нужна статистическая информация о социально-экономическом развитии, нужны конкретные показатели. Очень часто им нужны не только показатели, но и их логические обоснование, более профессиональный подробный рассказ, каким образом Беларусь добилась того или иного уровня. Особенно это важно, когда описывается уровень развития информационного общества, структура экономики, развитие различных отраслей, включая банковскую систему. Также отметился ряд тем, которые мы всегда рассматривали как значимые для нашей республики, но не ожидали такого же ответного интереса от зарубежных граждан. Речь идет об энергетической безопасности, причем в широком смысле – не только чистая энергетика, но и новые виды "зеленой энергетики", использование биомассы, ветроустановок. Люди проявляют к этому очень большой интерес. Еще один аспект - это противодействие в торговле людьми. Наверное, это отголосок той активной позиции, которую Беларусь заняла на международной арене: мы инициировали подготовку глобального плана ООН по борьбе с торговлей людьми. Это дает о себе знать, влияя на интерес иностранных граждан к Беларуси. Интересует людей и смертная казнь. Неожиданная тема, которая возникла, - это генетически модифицированные продукты, точнее, их отсутствие в Беларуси, что отражает интерес к здоровому образу жизни и здоровой пище. Если говорить в целом о темах, то, скорее всего, эти темы попали в поле нашего зрения.
 
Очень обширный список. Видно, что интерес к нашей стране за рубежом присутствует по самым разным направлениям. Насколько соответствует спрос предложению? Вы анализировали то, что пишут зарубежные СМИ о Беларуси. Можно ли из этих публикаций почерпнуть ответы на часто задаваемые вопросы? - Мы провели мониторинг той информации, которая размещена в сети Интернет. Наши исследования совершенно четко показали, что сегодня интернет является главным источником получения информации о стране, в том числе и о Беларуси. Интернет вне конкуренции: он далеко опережает такие инструменты информационной работы, как публикации, брошюры, и даже такие, как телевидение и радио. Следовательно, основное внимание должно уделяться интернету. Тем более что финансовые ресурсы всегда ограничены, поэтому расходоваться они должны максимально эффективно. Значит, самое главное – это веб-страницы, сайты, порталы, которые мы размещаем о себе в сети Интернет. Если иностранец владеет русским языком, то, конечно, он может получить достаточно системное представление о нашей стране, поскольку уровень развития контента в Байнете достаточно высок. Если он владеет английским языком, то его представления о Беларуси будут фрагментарны: к сожалению, по целому ряду важных тем получить информацию он не сможет. И здесь мы увидим первые признаки того, что информация, которую не производим мы, будет замещаться информационными ресурсами иностранных государств – очень часто это правительства или неправительственные структуры различных видов. Такая информация часто бывает устаревшей, по понятным причинам не всегда точной, иногда тенденциозной. А если говорить об иностранцах, которые используют в качестве родного языка французский, немецкий, испанский, китайский, японский, то ситуация еще хуже. Фактически мы можем говорить о том, что недостаточно распространяем информацию о себе на иностранных языках. Более того, мы убеждены, что распространяем слишком мало информации для того, чтобы сформировать о себе впечатление как о государстве, с которым нужно иметь дело и куда нужно вкладывать инвестиции. Это показало и наше исследование по необходимым инвестиционным ресурсам, подтверждения этому мы получали из сферы торговли, туризма и услуг.
 
Когда говорят о формировании имиджа нашей страны за рубежом, чаще всего имеют в виду две целевые аудитории – инвесторов и туристов. За ними следуют другие, но упоминаются они гораздо реже. По результатам проведенных вами исследований - какие целевые группы вы бы выделили для себя и с какими целевыми группами собираетесь работать дальше? - Это очень правильный вопрос: по темам мы определились, теперь нам нужно дифференцировать нашу потенциальную аудиторию по структуре запросов и по уровню их профессиональной подготовки. Здесь на первое место, как ни странно, я поставил бы школьников и студентов. Они вполне формируют отдельную группу, проявляют устойчивый интерес к Беларуси. Этот интерес продиктован их учебой, учебными программами, но работа с ними приведет к тому, что число людей, знающих о Беларуси и хорошо понимающих, как эта страна развивается, будет расти гораздо более быстрыми темпами. Вторая группа – это категория экспертов, и она более обширна. Это люди, которые профессионально занимаются той или иной деятельностью. Здесь я бы выделил международную торговлю, то есть людей, которые хотели бы торговать с Беларусью либо уже торгуют; инвесторов, людей, которые постоянно ищут оптимальные методы и выгодные схемы вложения денег; людей, занятых в сфере транспорта и инфраструктуры; экспертов-аналитиков, ведущих анализ в сфере маркетинга, транспорта, природных ресурсов и так далее. И третья категория – это простые граждане зарубежных стран, которых интересует история, культура, туристические возможности, которые могли бы приехать к нам на неделю-две познакомиться с нашей страной и нашим образом жизни. 
Вы отметили, что наиболее важный и функциональный инструмент для реализации этой программы – это интернет. Есть государственные ресурсы, с которыми более-менее понятно: государство, наверное, в состоянии влиять на их информационную политику. - Вы поднимаете правильный вопрос. Наверное, главный посыл в этой работе должен идти от государства. Как раз структура государственных ресурсов имеет первостепенное значение. Мы также анализировали эти вопросы и пришли к выводу, что нам необходима многоуровневая система, где на первом месте будут стоять общенациональные порталы. Они у нас действуют, нам нужно развивать их и увеличивать потенциал предоставления информации на иностранных языках. Прежде всего я имею в виду портал Belarus.by как главную точку входа в Беларусь и к информации о ней. Я также включил бы в этот список Национальный правовой портал, так как законодательство имеет первостепенное значение для целого ряда категорий экспертов; Национальный научно-технический портал с учетом высокого уровня интереса к науке, инновациям и образованию; Национальный туристический портал, сайт Национального агентства инвестиций и приватизации, который должен быть трансформирован, по нашему мнению, в Национальный инвестиционный портал, и портал информационной поддержки Export.by. Эти шесть основных порталов должны составлять костяк и сердцевину информационной системы на иностранных языках для иностранной аудитории. Соответственно, и делаться они должны на внешнюю аудиторию – с учетом менталитета, с учетом восприятия информации различными иностранными гражданами за рубежом. Это ресурсы первого уровня. На втором уровне, на мой взгляд, нам необходимо серьезно улучшить ситуацию с иноязычными страницами органов государственного управления. К сожалению, здесь дело также обстоит далеко не лучшим образом: многие органы госуправления работают над этим, но работу необходимо ускорять. Необходимо думать о том, какая информация предоставляется на страницах этих сайтов и для чего. Она не должна дублироваться: общая информация о стране должна содержаться на порталах первого уровня, а на сайтах министерств должна быть специализированная информация по той сфере, за которую министерство и отвечает. Надо поставить себя на место иностранца, понять его информационные потребности и продумать, как их удовлетворить, - это очень серьезный вопрос. Но работа в этом направлении должна вестись. Навигация – это один из важнейших аспектов, равно как и глубина информации, которую будет получать человек. - На мой взгляд, эта работа не будет считаться удовлетворительной, если мы не будем еще иметь и огромного числа сайтов третьего уровня. Это сайты независимые, сайты общественных организаций, учебных заведений, различных инициативных групп, которые точно так же будут рассказывать о стране, о каких-то отдельных областях жизни, будут работать на общую картину, и которые будут взаимосвязаны с сайтами органов госуправления и с порталами первого уровня. Тогда мы сможем говорить о какой-то логично выстроенной и эффективно работающей информационной системе.
 
Эти сайты в большинстве своем либо частные, если говорить о туристических компаниях, которые тоже представляют большой интерес, либо сайты, принадлежащие общественным организациям. Насколько реально государственное взаимодействие с такими субъектами? Сможет ли государство оказать им какую-то помощь, например, в переводе информации? - Как говорится, нет ничего невозможного – давайте исходить из этого. На мой взгляд, мы должны использовать принципы государственно-частного партнерства, о котором в последнее время мы очень много говорим. Я надеюсь, что наши разговоры плавно перетекут в конкретные практические дела в этой сфере. Уже готовится закон о государственно-частном партнерстве, и я надеюсь, что сферы применения этих инструментов будут достаточно широки. Одной из таких сфер станет информационная работа для улучшения имиджа Беларуси. Например, Полоцкий историко-культурный музей разработал весьма интересный сайт "Музеи Беларуси". Казалось бы, локальный музей, но ресурс предоставляет информацию на национальном уровне. Я думаю, такое начинание должно быть замечено и поддержано. Государство могло бы выделить какие-то средства на поддержку этого общенационального ресурса: во-первых, средств потребуется гораздо меньше, поскольку основная работа уже проведена, не надо делать с нуля, во-вторых, мы таким образом простимулируем другие учреждения культуры или общественные организации выполнять какие-то конкретные значимые для страны проекты и получать финансирование. В качестве другого примера я бы хотел привести уникальный сайт, мне лично он очень нравится, - "Глобус Беларуси", который содержит более 10 000 фотографий архитектурных памятников, различные варианты путешествий по стране. Он сделан на русском языке, ориентирован на русскоязычную аудиторию. Во взаимодействии с этим сайтом государство могло бы просто предоставить определенные ресурсы для перевода всех этих материалов на иностранные языки, создав англоязычную, франкоязычную, немецкоязычную странички. Или, например, ресурс издательства "Рифтур", в котором рассказывается о дикой природе Беларуси, - Wildlife.by – точно такая же схема сотрудничества. Я убежден, что мы уже сейчас сможем найти большое количество интересных ресурсов, которые при переводе на иностранный язык вызовут большой резонанс за рубежом.
 
В этом заинтересованы и владельцы ресурсов, потому что для них это тоже приток аудитории, которая потенциально может стать туристами или инвесторами. - Мы вообще считаем, что нужно выстраивать работу таким образом, чтобы все объединяли силы и у всех был свой интерес. Например, мы говорили о создании Национального инвестиционного портала: подготовка качественной информации для него – достаточно сложная задача. Но если мы дадим возможность или отработаем понятный, прозрачный, универсальный механизм размещения определенных аналитических обзоров на этом портале для различных коммерческих организаций – например, юридические компании могли бы публиковать обзоры по различным аспектам белорусского законодательства, рекрутинговые агентства могли бы публиковать анализ состояния трудовых ресурсов в Беларуси, размещая на национальном портале ссылки на свои сайты, - то они бы получили возможность рекламы, а Национальный инвестиционный портал получил бы значительный объем очень актуальной, интересной, а главное – профессиональной информации, которая бы своевременно обновлялась и практически ничего не стоила для самого ресурса. Я убежден, что такие схемы совпадения интересов и поиска такого совпадения дали бы очень серьезный результат.
 
В ходе мониторинга, анкетирования была получена интересная информация. Планируется ли ее представить или, может быть, она уже представлена заинтересованным субъектам, государственным организациям, профильным министерствам, ведомствам? - Разумеется, эта информация не будет заключена только в стенах Министерства иностранных дел. Мы будем вести широкий диалог и с другими министерствами и ведомствами, с неправительственными организациями, учреждениями культуры, туризма и спорта. Чем больше мы изучаем эту тему, чем больше работаем по анализу конкретных составных частей этого вопроса, тем больше мы приходим к пониманию того, что нам нужна государственная программа, которая была бы названа "Имидж Беларуси". Все то, о чем мы говорили сегодня, может стать одним из разделов этой программы. В конечном итоге, если продолжить дальше логику рассуждений, может, немного забегая вперед, мы должны понять, какой общеинформационный сигнал о себе мы хотим послать миру. А значит, мы должны понять, какие информационные ресурсы и на каком уровне качества мы должны сформировать в Беларуси – это первый элемент. Второй элемент – мы должны провести необходимые исследования, а это требует и экспертных усилий, о том, что может лечь в основу или стать компонентами национального имиджа Беларуси. Когда мы проведем такие исследования, сформируем концепцию национального имиджа, мы должны были бы разработать определенные мероприятия как внутри страны, так и за рубежом, которые были бы направлены на продвижение этого имиджа и его популяризацию за рубежом. Я убежден, что такая программа носила бы исключительно инвестиционный характер, поскольку в конечном итоге она значительно помогла бы нам и в наращивании экспортного потенциала нашей страны, и в привлечении иностранных инвестиций. Так что интерес здесь не только культурологический или научный, а интерес сугубо практический.
 
Это помогло бы решить те задачи, которые сегодня стоят перед страной. - Более того, учитывая напряженность этих задач, мне кажется, без такой программы их решение будет очень сильно затруднено.
 
В заключение не могу не спросить у вас, какова судьба фильма о Минске, про который вы рассказывали во время прошлого эфира? Работа закончена? - Нет, к сожалению, пока не закончена. Но работа продолжается. Дам 80% за то, что все будет реализовано уже в этом году. Статья взята с сайта tut.by Интервью Вы можете посмотреть .