Почему Москва никак не может обзавестись официальным логотипом

Накануне Дня города Артемий Лебедев попытался одарить Москву алой звездой в качестве логотипа. Не прошелся катком жесткой сатиры по звезде только ленивый, а власти от нее стремительно открестились. Между тем официального логотипа у города по-прежнему нет.

Артемий Лебедев презентовал свою звезду как «простой и понятный логотип», который одинаково легко изобразить и на заднике сцены во время массовых гуляний, и на меховых шапках, которые так любят покупать туристы на Арбате. С простотой не поспоришь, как и с тем, что звезда куда больше ассоциируется с Красной армией и большевизмом, чем с Кремлем и Бульварным кольцом.

«К тому брендингу, который представил Лебедев, департамент культуры не имеет никакого отношения», — рассказала РБК пресс-секретарь столичного департамента культуры Алла Семенышева. «Да, между Сергеем Капковым [руководитель департамента культуры Москвы] и Артемием Лебедевым шло общение, но лишь на уровне обмена мнениями, не больше. Мы работали с Лебедевым над другими проектами. Он делал серию плакатов «Культура меняет нас». Но заказчиками брендинга Москвы мы не являемся. Более того, такого рода вопросы должны решаться на уровне мэра Москвы».

В мэрии Москвы о создании логотипа города тоже думали. Конкурс на его разработку столичные чиновники объявили еще в 2012 году и даже выделили из столичного бюджета несколько миллионов. «В 2012 году официально было два тендера: один на туристический бренд – от департамента туризма, а второй на общегородской — от департамента СМИ и рекламы. Оба тендера выиграла компания «Эй-Ту-Зет Рисерч», — рассказывает Василий Дубейковский, руководитель команды CityBranding. — Из бюджета выделили 6,9 млн руб. По туристическому бренду были даже разработаны официальные визуальные варианты, но результаты обоих тендеров так никто и не обнародовал. В итоге эта история с брендингом ничем не закончилась».

В департаменте СМИ и рекламы об итогах конкурса двухгодичной давности говорят неохотно. «Решение по результатам еще не озвучено, оно на рассмотрении уже достаточно давно», — все, что смог сообщить заведующий сектором информации ведомства Владимир Лысяков.

Неофициальными логотипами Москва за последние годы все же обзавелась, но лишь благодаря частной инициативе. В конце 2011 года появилась эмблема Heart of Moscow. «Мы сделали эмблемой «Сердце Москвы», взяв за основу один из куполов собора Василия Блаженного — древнейшего и популярнейшего памятника, — рассказывает основатель и креативный директор бренда Heart of Moscow Александр Эльзессер. — Правильность этой идеи, кстати, лишний раз подчеркнул последний фирменный стиль Дня города, в котором также обыгрывался собор и «наш» купол, — многие люди, знакомые с нашим брендом, были уверены, что этот фирменный стиль тоже разработали мы».

Поиски оптимального символа длились около полутора лет. Но зато сегодня продукция Heart of Moscow продается во многих музеях, магазинах модной одежды и на городских ярмарках. Правда, предложений сделать «Сердце Москвы» официальным символом от городских властей не поступало.

Логотипы есть у многих городов по обе стороны океана. Например, в Берлине крайне популярен светофорный человечек Ампельман, которому уже больше 50 лет.

Ампельмана придумали в ГДР для борьбы с растущим количеством ДТП. В 1961 году многие светофоры Восточного Берлина обзавелись изображением человечка в шляпе двух цветов: красного с раскинутыми в стороны руками, означающего «стоп!», и шагающего зеленого, означающего «можно идти!». После воссоединения Германии во всем Берлине решили установить одинаковые стандартные светофоры, но жители встали на защиту ставшего культовым символа. В итоге Ампельмана оставили, а позже светофорный человечек стал появляться и в Западном Берлине.

Удачный пример американского брендинга — логотип I ♥ NY. В 1977 году три черные буквы и красное сердце придумал дизайнер Милтон Глейзер по заказу департамента коммерции штата Нью-Йорк. Глейзер отдал логотип бесплатно, не веря в его особый успех. Но знак стал графическим образом Нью-Йорка, используемым и по сей день.

«В России в качестве удачного брендинга города можно привести в пример Урюпинск, — считает Василий Дубейковский. — У города, который знают 93% россиян, есть свое позиционирование. «Столица провинции» — это слоган Урюпинска. А еще есть логотип — на красном фоне белыми буквами написана та же фраза. И это работает».

Но для Москвы пока так ничего и не придумали. Ни купола, ни звезды брать на официальное вооружение власти города не хотят. Но и своего варианта не предлагают. Александр Эльзессер уверен, что «эмблема должна формировать положительный образ города, транслировать идею тепла и дружелюбия». Такой логотип наверняка понравился бы и горожанам, и путешественникам. Вряд ли, конечно, это связано с отсутствием логотипа, но, так или иначе, по данным Российского союза туриндустрии, число желающих приехать в Россию, и в том числе в столицу, с начала года сократилось почти в два раза.

Анастасия Новикова

Источник