Пекин. Часть 5

Часть 13. Маркетинг привлечения инвестиций.

Продвижением политики привлечения инвестиций в Китае занимается инвестиционное агентство при Министерстве коммерции.

Всего за 20 лет к 2010 году Китаем привлечено 580 млрд. долларов. Наиболее пиковыми в привлечении инвестиций были 1992 и 2004 годы. Первый этап привлечения инвестиций был в 80-ые годы, второй в 90-ые. Если на первом этапе применялись больше процедурные подходы (облегчение подготовки документов, поощрение, «одно окно»), то на втором этапе были задействованы маркетинговые инструменты. Были созданы 4 самостоятельных уровня по привлечению инвестиций: официальный - при госорганах, полуофициальный – инвестиционное агентство, общественный – содействие международным инвестициям, корпоративный – консалтинговые компании. В 32 провинциях были созданы независимые органы по содействию инвестициям.

Это может стать примером для Беларуси: инвестициями должны заниматься не отдельные агентства или человек, а комплекс организаций, в т.ч. общественные и консалтинговые компании. Но для этого необходимо предоставить им полномочия и условия. Регионы пытаются заниматься инвестициями, но, мне кажется, у них недостаточно полномочий для предоставления льгот и не выбраны приоритеты.

Были использованы различные инструменты для привлечения инвестиций:

  1. Организация ярморочно-выставочной деятельности (форум китайских бизнес-  эмигрантов, фестиваль мандаринов, туризма и т.д.)
  2. Привлечение с «мягкими условиями» в регионы под специализацию: изготовление ножниц, метизов, клапанов, электроники и т.д.
  3. Создание льготных условий.
  4. С помощью укрепления технологических цепочек либо по расширению, либо по ликвидации пробелов.

Например, при изготовлении автомобиля «Тайота» в Китае, двигатели закупались в Сингапуре. Руководство провинции Ганчжоу, сделав предварительный расчет об экономии в себестоимости до 70%, сумело убедить руководство «Тайоты» производить двигатели в Китае. Для этого провинция взяла на себя обязательства по строительству дорог и жилья для 10 000 работников завода. Перед тем, как привлекать инвестиции, китайцы серьезно изучают мировой рынок определенной отрасли, а после этого делают переговоры, предлагая более существенные выгоды для создания производства.

Для привлечения инвестиций используются следующие инструменты:

1. Продвижение через интернет. Существуют сайты, на которых присутствует необходимая информация. Обязательное требование - размещение информации на английском языке и своевременный ответ на запросы.

2. Показательное привлечение инвесторов. Это эффективнее, чем просто рассказывать о стране.

3. Развитие продажи прав собственности (длительной аренды) на определенные земли.

4. Продвижение регионов и городов на каналах ТВ.

5. Реклама отдельных зон.

6. Привлечение инвестиций через дружественные встречи (встреча земляков, гостей и т.д.)

7. Привлечение через коммерческие структуры за уплачиваемый им процент.

8. Проведение мероприятий за пределами страны.

9. Создание карты приоритетных отраслей инвестирования.

Сейчас Китай ведет политику поощрения вложения капиталов за рубежом.

Все эти мероприятия вроде бы очевидны, но не работают в Беларуси. В связи централизацией власти отсутствуют условия для привлечения инвестиций (прежде всего,  психологические - доверие) и мотивация (для каких целей привлекать и где гарантии отдачи). Получается, что, кроме процедурных и технологических действий, не хватает, прежде всего,  доверительных и стратегических (последовательных) действий. Только в этом случае Беларусь может претендовать на централизованные инвестиции на уровне договоренностей правительств. Но это не «гибкий» путь.

Часть 14. Внешние инвестиции.

Китай занимал по итогам 2009 года 5 место в мире по объему внешних инвестиций с объемом 56 млрд. долларов. На первом месте США – 248 млрд. долларов, на втором Франция – 147 млрд. долларов, Япония – 75 млрд. долларов, Германия -63 млрд. долларов. Китай инвестирует в 177 стран мира. Наибольшие инвестиции вкладываются в Австралию, Сингапур, Канаду. Наибольшего роста достигли инвестиции в Россию, Турцию, Монголию. Китай в августе 2010 года выкупил автомобильную компанию «Вольво», по итогам года рост продаж составил 11% на фоне 4-х летнего падения. Основные приоритеты инвестирования: коммерческая деятельность и металлургия. Созданы два фонда по инвестированию в Африку и Северную Азию.

Китай стимулирует выезд своих граждан за пределы страны на работу, гарантируя им за счет государства, например, возврат на родину при потере работы. 778 тыс. китайцев работает за рубежом.

Внешние инвестиции – это один из путей экспансии на другие рынки и совершенствования своей экономики. Нашей страной такие действия предпринимаются, когда мы размещаем свои производства в других странах. Внешние инвестиции позволяют диверсифицировать риски внутри страны, дают больше устойчивости и политического влияния. Это инструмент избранных.

 

Часть 15. Китайские свободно-экономические зоны.

Философия свободно-экономических зон Китая заключается в том, что они являются стимулятором, раздражителем, привлечения прогрессивного опыта для всей экономики страны. Сегодня в Китае около 1600 зон: 1300 на провинциальном уровне, 320 специальных. Прибыль от экономических зон составляет 5% ВВП Китая и обеспечивает 8-12% поступлений в бюджет. В разных зонах определены различные приоритеты, условия, деловой климат. Каждый инвестор сам подбирает  для себя подходящую зону.

Насчитывают шесть видов зон: специальные, технические, высокотехнологического развития, экспортные зоны обработки, приграничного сотрудничества, фондовые зоны.

Для развития зон в Беларуси необходимо определить приоритеты, создать соответствующие условия и выбрать специализацию. Для нас могут быть совершенно другие зоны, например, по созданию логистической инфраструктуры, созданию интеллектуальных продуктов и т.д. Следует заметить, что зоны явились одной из форм, стимулирующей развитие экономики страны. Но возникает вопрос, если все страны начнут использовать этот инструмент, со временем этого подхода будет не достаточно. Возникает вопрос, что будет после этой формы стимулирования экономики. На мой взгляд, ответ можно поискать в области синергии разных государств, дополняющих друг друга в ментальности, в месте расположения, технологиях, ресурсах. В этой связи Беларуси следует рассмотреть следующую более прогрессивную форму развития экономики. Однако, не создав потенциал развития существующей (в т.ч. ментальную, технологическую и т.д.), сложно будет перейти к следующему этапу.

При создании СЭЗ используют следующие этапы:

  1. Определение общей стратегии СЭЗов
  2. Выбор места и его планирование создания, выработка условий участия
  3. Организация управления: для строительной инфраструктуры, для привлечения инвестиций, для сервисного обслуживания.
  4. Строительство заводов и инфраструктуры
  5. Развитие доминирующих производств и сервиса
  6. Регулирование и развитие научной базы, решение вопросов урбанизации, экологии.
  7. Стимулирование развитие инноваций, зона превращается в научно-технический парк.

Для прохождения первых 5 этапов требуется 10 лет. Многие развитые парки находятся сейчас на 5-6 этапе. Главным этапом в развитии является 3 этап, т.е., организация управления и развития зоной.

Продвижение СЭЗ включают в себя следующие действия:

  1. Приглашение специалистов по созданию стратегии и планированию зон.
  2. Определяются основные преимущества зоны и доводятся до потенциальных инвесторов.
  3. Использование психологии инвестора и проведения комплекса рекламных мероприятий.
  4. Определяются приоритетные инвесторы, и ведется  работа с главным инвестором, для того, чтобы создать эффект соблазнения для других.

В связи с тем, что существует риск отсутствия привлечения необходимых инвесторов, в зону попадают неудачные непрофильные проекты, которые мешают развитию зоны. Еще одна проблема зон – это частая смена их руководства.

В связи с большим количеством ошибок и изучения механизма их создания основные успехи зон начались с 1995 года.

После этого хочется спросить, а с какой целью, под какие приоритеты создавались СЭЗы в Беларуси? На какой они стадии развития, и какую мотивирующую функцию для экономики страны они сыграли? Может, необходимо пересмотреть их политику. Беспокойство вызывает ещё то, что, по соглашению в рамках Таможенного союза, СЭЗы к 2017 году потеряют свои преференции. Мы привыкли принимать решения до мелочей в деятельности СЭЗ, в Китае определяются только приоритеты, далее все вопросы определяются на местном уровне.

Пару слов хотелось бы упомянуть о законодательной базе по привлечению иностранных инвестиций Китая. Основным отличием законодательной базы от других государств является то, что в законах определяются только принципы, и носят они общий характер. А конкретные пункты оговариваются в нормативных актах и правилах. Это позволяет законодательной системе быть гибкой и корректировать её в зависимости от ситуации на рынке. Но при этом зачастую возникает много противоречий, необходим большой опыт их применения.

Беларусь, наверное, слишком маленькая страна, чтобы ее можно было сравнивать  с Китаем, но, тем не менее, такой принцип давал бы возможность большей оперативности, ответственности и мотивации. Можно было бы рассмотреть передачу ряда вопросов на местный уровень.

Анатолий Акантинов, 02.09.2011 года, г. Пекин, Китай (продолжение следует)