Ольга Шандора: о Беларуси и не только

Железная леди с аналитическим складом ума и системным мышлением, Ольга Шандора работала в течение 15 лет в Америке в ведущих инвестиционных банках Wall Street.

Прошла карьерный путь от простого слу-жащего до руководителя - вице-президента нью-йоркского отделения банка UBS. В на-стоящее время - управляющий партнер в частном инвестиционном банке, занимается вопросами фондового рынка. Живет и работает в Нью-Йорке, периодически навещая Беларусь. Своими взглядами на процессы в Беларуси, происходящие в сфере бизнеса, поделилась с корреспондентом “АиФ”.

Бизнес в Беларуси меняется

Наиболее активная и продвинутая часть населения начинает понимать, что “транзак-ционное мышление” – это тупик. Будущее принадлежит только правильно выстроен-ным долгосрочным отношениям, как между субъектами хозяйствования, так и между людьми. Жизнь завтра не кончается Нельзя один раз схватить куш и потом все вре-мя жить счастливо, как в кино. Бизнес – это не разовая сделка с безумной прибылью, а система, которая позволяет проводить сделки постоянно.

Об инвестиционной привлекательности страны

Нет абстрактного понятия “инвестор”. Есть конкретный субъект хозяйствования со своими потребностями. Здравый смысл подсказывает, что капитал и инвестор, кото-рый его представляет, всегда идут туда, где лучше. Если мы говорим о бизнес-целях а не о политической экспансии, то должна присутствовать выгода. Разве кому-то может быть все равно, что, построив завод в чистом поле, вложив свои деньги, создав рабо-чие места, инвестор потом не может продать свой собственный продукт так как счита-ет нужным? Нонсенс! Инвестиции, как любые отношения, – это всегда компромисс и понимание того, что нельзя все иметь и ничем не поступиться, – это и есть главная составляющая бизнес-процесса при работе с инвестором. Мне кажется, что заинтересованные круги в РБ как раз и проходит такой внутренний процесс – осознание того, что компромисс является необходимой составляющей лю-бых отношений. Вопрос с инвестициями намного глубже, чем просто наличие капитала и правовая ба-за для его работы. Огромная роль в инвестиционном процессе принадлежит культо-рогологической составляющей, когда базовые человеческие ценности понимаются одинаково двумя сторонами. Инвестору легче идти туда, где процессы, в которые вкладываются деньги, контролируются людьми с такими же, как и у него, базовыми приоритетами. Когда обе стороны умеют соизмерять свои цели и свои возможности, несут ответст-венность за себя и не ожидают “бесплатного сыра”. К слову, в США только 60% насе-ления владеют собственным жильем – и почти полностью оно куплено в кредит. В Бе-ларуси же слово “ипотека” все еще вызывает какие-то негативные эмоции и совер-шенно напрасно. Так живет большая и процветающая часть мира. В мире капитала есть разные потребности. Найти потенциальных инвесторов мало. Ес-ли появятся такие специалисты в стране – которые понимают психологию инвестора и сумеют работать на человеческом уровне, а не просто пересказывать своими слова-ми переводные учебники – то инвестиционная практика в Беларуси перестанет быть экзотикой. Пока же приходится постоянно сталкиваться с молодыми людьми со зна-ками доллара в глазах, которые далеки от понимания как белорусского предприятия и реального сектора экономики, от простого народа, так и от понимания базовых ценностей западного инвестора и умения вести грамотный разговор на их языке, “без понтов”. Нужна высоквалифицированная работа на человеческом уровне с двумя сто-ронами, чтобы они договорились и остались довольными друг другом. Классический признак хорошей сделки – две стороны довольны переговарами. Нельзя ожидать, что кто-то придет и будет предлагать деньги, если белорусы сами не будут их настойчиво и грамотно искать. Работать нужно именно по тем правилам, по которым работает весь мир капитала. Нужен системный подход.

Что бросается в глаза?

Отсутствие наружной рекламы. Почти нет рекламы витрин. По тому, что висит, очевид-но, что понятие “целевая аудитория” отсутствует. В окнах продуктовых магазинов вы-вешивают одинаковые пластиковые фото помидоров и колбасы. Непонятно почему. Ведь реклама – это и мощное средство формирования потребителя на очень тон-ком уровне и в то же время – это бизнес, который мог бы дать десятки тысяч рабочих мест без огромных капиталовложений. Будем надеяться, что это все в развитии.

Станут ли белорусские брэнды мировыми?

Мы с вами понимаем что весь мир, вся промышленность и мировые гиганты, по сути, работают на удовлетворение потребительского спроса маленького человека. Даже те, кто производит турбины и грузовики, все равно в конечном итоге служат простым че-ловеческим потребностям. Интересная история национальных брэндов у Бразилии и Аргентины. Примерно 10 лет назад началось развитие местных дизайнерских брэндов. Появились десятки имен дизайнеров как дорогих так и дешевых, пользующиеся спросом во всем мире. Глобаль-ному миру дизайна потребительских товаров постоянно нужна новая кровь, новые идеи, новые товары. Но одних идей и качественного товара мало, нужна работа с зару-бежной товаропроводящей сетью – мобильная система быстрого производства и мо-ментальной смены ассортимента. Нужны яркие бизнесмены, которые смогут отлично организовать процесс. Нужна поддержка на уровне законодательной базы, которая уберет препоны и позволит стучаться во все двери мира.

Записал Евгений Птица

Аргументы и факты в Белоруссии