Ментальность белорусской нации

Ментальность белорусской нацииАвтор: Анатолий Акантинов, Генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы».

Последние годы, занимаясь вопросами маркетинга, развитием предприятий, имиджа страны, я искал причину недостаточности развития белорусской экономики.

Сначала передо мной стояла задача развить маркетинг на предприятиях, затем я консультировал руководителей, после общался с концернами и министерствами. И все по цепочке передавали свою ответственность все выше и выше. В итоге, все проблемы «ушли» в Совет Министров и Администрацию Президента. С ними я, к сожалению, активно ещё пока не общался.

Я столкнулся с парадоксальной ситуацией, когда низы ждут распоряжений сверху, а верхи - инициативы снизу. Причина этого феномена кроется в недавнем прошлом и настоящем. За последние годы, когда Беларусь стала самостоятельной страной, появилась возможность многим слоям населения проявить инициативу. Но, к сожалению, она была подавлена административными методами управления, сохранившимися ещё со времен Советского Союза. В результате создалась ситуация, когда низы работали по указке сверху, а верхи создавали планы социально-экономического развития на подобии советского Госплана.

Какое-то время это работало, но, к сожалению, не было заложено стратегического потенциала развития белорусского общества, которое во всем мире показывает результат, основываясь на принципах свободы, инициативы, предпринимательства. Настал кризис, который обострил ситуацию в экономике. Пора менять подходы к развитию страны и общества, однако, это процесс не быстрый. В такой ситуации снова возникает соблазн идти коротким и более легким путем. Если мы не можем найти ресурсы внутри страны, давайте искать из вне - в виде инвестиций. А ведь стратегическим направлением видится развитие внутреннего потенциала и предпринимательского ресурса, стоит хотя бы начать этот процесс.

На самом же деле, работать над развитием ментальности белорусского общества сложно, и процесс этот долгий – не одно поколение. Но его преимущества можно грамотно использовать и развивать, а не губить. 

Для ответа на вопрос о развитии и использовании ментальности и получения от этого преимуществ белорусскому обществу необходимо заглянуть в историю и понять его корни. Как минимум, за последние 200 лет Беларусь не была самостоятельной страной: Царская Россия, Первая мировая война, Октябрьская революция, Великая отечественная война, Советский союз… Белорусский народ всегда был под кем-то и угнетен войнами, что лишило его самостоятельности мышления. Вот откуда взялась наша так называемая «памяркоунасть», белорус никогда не был агрессивным, он был исполнительным и трудолюбивым. Но обратная сторона этого поворачивается белорусской нации во вред – нет чувства собственного достоинства, инициативы, предпринимательства.

Серьезные стратегические преобразования в экономике страны невозможны без учета и развития менталитета белорусской нации. Пользуясь терминологией маркетинга, необходимо сохранить и усилить преимущества, устранить или скрыть недостатки. Только с учетом развития менталитета нации нам необходимо выбирать инструменты экономических преобразований и развития.

Вот несколько подходов и постулатов к преобразованию экономики с учетом развития ментальности белорусской нации:

  1. Все великие дела происходили благодаря ВЕЛИКОЙ ИДЕЕ, или на языке бизнеса ПРОЕКТУ. Именно идея должна объединить усилия белорусов за борьбу своего благополучия.
  2. С учетом того, что белорусская инициатива внутри страны «забита», её надо импортировать, предоставляя зарубежным предпринимателям разворачивать бизнесы в Беларуси. Со временем белорусы начнут сами проявлять активность. Здесь важно постоянно перенимать навыки, как в республике, так и за её пределами. Следует также создать условия и одобрять участие белорусов в проектах.
  3. Следует не завывать об окружении белорусов: речь идет как о конкурентном, так и партнерском. Следует определиться, с кем мы дружим, и против кого. Наша страна малая, поэтому необходимо искать союзников. Важно уравновесить эти взаимоотношения, чтобы не быть заложником какого-либо одного партнера. Здесь не стоит забывать и о наших иммигрантах, и диаспорах. 
  4. Очень важным представляется работа над ментальностью белорусской нации. Необходимо создать условия для развития тех ментальных основ, которые будут способствовать развитию страны. Особенно это касается молодежи.
  5. Надо понимать, что процесс изменения ментальности не быстрый и последователей на первом этапе будет немного, поэтому следует определить этапы и группы людей, которые поддержат эти начинания. Для изучения ментальности и путей его развития необходимы серьезные социально-историко-психологические исследования.

Результатом всех этих изменений, даже в краткосрочной перспективе, должно стать более четкое понимание ментальных преимуществ и недостатков белорусов, определение приоритетов и инструментов развития и создания условий взаимоотношений с партнерами и конкурентами. Необходимо заложить основы развития ментальных ценностей для процветания страны.

С чего начать, скажите вы, дорогой читатель. С себя, со своего самосознания. Далее - в нахождении единомышленников. А там уже прямая дорога к реализации. Все в наших руках!

Акантинов Анатолий
04.07.2010

123