LDF 2014. ФЕСТИВАЛЬ ДИЗАЙНА В ЛОНДОНЕ

Лондонский фестиваль дизайна в этом году проходил в британской столице в двенадцатый раз с 13 по 21 сентября. Фестиваль стартовал в 2003 году. Последние 9 фестивалей мне удалось посетить, поэтому могу сравнить их и сделать некоторые выводы и обозначить устойчивые тренды развития британского и мирового дизайна. Рекламный слоган LDF 2014 звучал так: «Потеряйте себя в дизайне» (Lose yourself in design).
 


В течение фестивальных дней можно было познакомиться с лучшими примерами мебельного и интерьерного дизайна, промышленного и транспортного дизайна, инжиниринга, графического дизайна и иллюстраций, цифрового интерактивного дизайна и брендинга, упаковки, текстиля, прикладного искусства и ремесел. Стоит отметить главное, что мэрия Лондона активно поддерживает дизайн и принимает активное участие в проведении фестиваля.





К LDF 2014 года была издана карта фестивального Лондона, на которой были отмечены 6 основных «дизайнерских» районов и более 300 различных событий, включая специальные выставки и инсталляции, музейные экспозиции, форумы, семинары, воркшопы, шоурумы и т.п.







Многие улицы, площади и парки в дни фестиваля превращаются в экспозиционные площадки. Традиционно с 2000 года в Гайд-парке около галереи «Серпентайн» (Serpentine Gallery) расположился временный павильон летнего кафе.







Автором четырнадцатого по счету павильона кафе стал чилийский архитектор Смилян Радич (Smiljan Radić). Хрупкая на вид оболочка из стекловолокна напоминает очень крупную гальку, опертую на опоры из камней. Форма павильона аккуратно вписана в специально созданный природный ландшафт.











На Трафальгарской площади в самом центре Лондона расположилась концептуальная архитектурно-интерьерная инсталляция из 4 небольших домиков, которая называлась «Место, которое называется домом» (A place called home). В эту четверку входили (слева-направо) «Голубиный дом» Джаспера Моррисона, «Изменяемый дом», легко трансформируемый внутри, «Узорчатый дом-калейдоскоп» и, наконец, «Информационный дом-студия».







Архитектурный облик Лондона стремительно меняется. В центре города в сити сделана ставка на строительство башен-небоскребов. За прошедший год вырос Леденсхолл-билдинг (Leadenshall building), спроектированный в архитектурной фирме известного Ричарда Роджерса. Леденхолл расположился рядом со зданием Мэри-экс (Mary Axe) он же огурец-корнишон (Gherkin), и имеет наклонную боковую плоскость, что позволяет не закрывать вид на собор Сэнт-Пол с противоположного берега Темзы. 19 и 20 сентября большинство зданий Лондона открыли свои двери для сторонних посетителей. Этим объясняется человеческая километровая очередь вокруг Леденхолл-билдинг.











Леденсхолл-билдинг вместе с построенными пару лет назад небоскребами Шард (Shard) или «Осколок» и «Уоки-токи» (Walkie Talkie) изменили перспективный вид Лондона.















В Музее Виктории и Альбера (V&A) ежегодно отмечает Лондонский фестиваль дизайна организацией музейных экспозиций и дебатов, посвященных дизайну. В этом году в центре Музея на открытой площадке Мадецкий-гарден расположилась пространственная оболочка, названная «Гребень», и разработанная Захой Хадид (Zaha Hadid). Инсталляция является макетом будущей скульптуры, которая будет установлена в МЕ-Отеле в Дубаи в 2016 году. Отель также был спроектирован архитекторами Zaha Hadid Architects. «Мы представили образец, который мог бы появляться из водоема, который является визуальным и общественным интерактивным центром» - пояснила композиционную идею Заха Хадид.











Отправляясь на поезде в Кэмбридж, я обратил внимание на недавно реконструированный вокзал Кинг-Кросс, новый зал ожидания которого перекрыт гигантской ажурной оболочкой. Прекрасный образец реализации инновационных британских архитектурно-конструкторских идей.







В этом году сентябрьская погода Лондона радовала летним теплом и солнцем, поэтому у меня была возможность погулять по городу и внимательно рассмотреть новинки средового дизайна. Высокотехнологичный район Канари-Уорф (Canary Warf) нового лондонского сити стал образцом современного благоустройства и музеем современного искусства под открытым небом. Гигантский ярко-красный пластмассовый цветок, названный автором Анной Царев «Любовь и мир», украшает один из уголков нового сити. Такие арт-объекты позволяют сделать необходимые людям эмоциональные акценты в сжатом пространстве из стекла, камня и стали. Все подобные объекты произведений искусства приобретены управляющей компанией, занимающейся здесь благоустройством.















На улицах Лондона появились новые американские городские урны BigBelly Solar, в верхней части которых интегрированы солнечные батареи, которые накапливают электроэнергию и отдают её вечером рядом стоящему светильнику.







В 2014 году отмечается столетие с начала Первой мировой войны. Масштабная и очень лаконичная инсталляция из миллионов искусственных маков «окружила» лондонский Тауэр, отдавая память погибшим в войне людям.







В 2014 году мэрия Лондона отмечает Год автобуса. К прошедшей в 2012 году Олимпиаде на улицы был выпущен новейший двухэтажный гибридный «Новый автобус для Лондона» (в оригинале – New Bus 4 London), производимый североирландским предприятием Wrightbus. Впечатляющий кузовной дизайн, стилизованный под 60-е годы привлекал мое внимание, поэтому я был обязан изучить интерьерный дизайн этого «чуда». Пластическое решение внутри мне показалось излишне тяжелым. Толстые несущие элементы корпуса сочетаются с мебелеобразными внутренними перегородками и маленькими для такого объема окнами. В общем, дизайн изнутри меня разочаровал.











На площади большого Лондона развернута сеть электрических зарядных станций для персональных электромобилей и электроскутеров. Доступ к заправке оплачивается бесконтактно кредитной картой с использованием функции NFC (Near Field Connection).







В прошлом году отмечалось 150 лет с начала запуска в действие первого в мире лондонского метро. Новые вагоны метро отлично обустроены для пассажиров с физическими недостатками и передвигающиеся в коляске. Это устойчивая тенденция в Великобритании, делать транспортный дизайн более гуманным и экологически чистым.













 
Виктор БРАГИН,

профессор УралГАХА,

член Союза Дизайнеров России

bragin@usaaa.ru
 
123