Инвестиционные стратегии для Республики Беларусь

Республика Беларусь как никогда нуждается в привлечение инвестиций. Ниже приводится 8 основных стратегий, которые могут использоваться параллельно.

 

 

  1. Ресурсная. В Беларуси есть собственные ресурсы, может их не много, но они есть. Это калийные соли, лес, территория (логистика, транзит, граница), сельское хозяйство, вода. Все эти ресурсы могут быть фундаментом для многих бизнесов. Такие предприятия мы можем наблюдать – Юнимилк, Морозпродукт, и т.д.
  2. Вхождение в ТНК. В Беларуси уже есть предприятия, которые могли бы войти в транснациональные цепочки, такие как БелАЗ, МАЗ, Атлант и другие. Но интересно ли белорусским властям отдавать эти предприятия? Кроме того, Беларусь может предложить свои услуги и новым производствам, используя территориальное, кадровое и ресурсное преимущество.
  3. Мировые тренды. Беларусь может участвовать в спекуляциях мировых трендов. Так, в последнее время внимание привлекают IT-, нано-, био- технологии.
  4. Кластерный подход, в т.ч. с участием территориального партнерства. Такой подход был хорошо развит в Советском Союзе: военная промышленность, машиностроение и т.д. Сейчас можно рассматривать такой подход, только исходя из национальных интересов. Такой кластер можно наблюдать в деревообрабатывающей отрасли, сельхозавтомобилестроении, IT сфере, производстве продуктов питания, оптики вместе с странами соседями. Но здесь важно рассмотреть конкурентное окружение и страновое партнерство.
  5. Мотивационный подход. Известно высказывание: «деньги любят тишину». Это один из принципов, который также может привлечь инвестора. Не все инвесторы гонятся за высокими прибылями, для некоторых важна стабильность, надежность.
  6. Пустота рынка. В Беларуси многие отрасли отстают и не достигли мирового уровня. Таковыми являются ритейл, гостиничное хозяйство, логистика - все они являются привлекательными для инвесторов.
  7. Создание преимуществ. Многие страны, например, такие как Гонконг, Сингапур, Китай, и даже Калужская область России не имели явного конкурентного преимущества, пошли по этому пути, создав благоприятные налоговые и инфраструктурные условия. У нас есть прародители такого подхода – это СЭЗы.
  8. Нишевые, конъюнктурные отрасли. Это направления, которые могут явиться конкурентными в связи с нишевым или конъюнктурным подходом. Например, в свое время это был дефицит цемента или медицинский туризм, учитывая низкую зарплату и высокую квалификацию врачей.
Все эти подходы существуют в Беларуси, но на какую стратегию сделать акцент, и рассмотреть их в краткосрочном и долгосрочном периоде остается открытым.
Анатолий Акантинов
27.02.2011

 

123