Инвестиционная привлекательность

Инвестициипо результатам выступления Михаила Мотовникова «Интерфакс Бизнес сервис» (Москва) на форуме IR (invest relations) 25 февраля 2011 года в Минске.
 
Тезисы
 
  1. Надо знать инвестора и его требования. Портфельные, например, покупают долю не более 20% и предпочитают оставлять менеджмент; частные, напротив, стремятся к контрольному пакету и участвуют в доле не менее 25% и могут сменить менеджмент. Для каждой из этих категорий интересны различные проекты.
  2. У каждого инвестора есть свои страшилки. В своем бизнесе любой инвестор допускал промахи в инвестировании: не учтены детали в законодательстве, ошибка в технологии производства, неквалифицированный менеджмент и т.д. Все эти промахи накладывают отпечаток на принятие решения об инвестировании.
  3. Многие инвесторы, вошедшие в страну, используют негативный имидж для препятствования вхождения в страну других инвесторов, тем самым, ограничивая конкуренцию. Так, Нигерия имеет негативный имидж в инвестировании, однако это не помешало одному из российских банков там стать лидером.
  4. Надо понимать, что продаешь. Часто инвестору предлагают абстрактные здания, доли, условия, однако, инвестору важны другие параметры: доходность, стабильность, минимизация рисков.
  5. Для привлечения инвестиций нужна инвестиционная идея. Часто инвесторы подвергаются инвестиционному ажиотажу: IT- технологии, нанотехнологии, биотехнологии, создание кластера, удобная транспортная развязка и т.д. Оригинальная идея может возникать и на уже существующих конкурирующих рынках. Так, в США стал растущим рынок: продажа обуви через интернет.
  6. Для продвижения отдельных инвестпроектов надо создавать информационное поле.  Так, компания «Новотек» в газовой отрасли испытывала трудности с привлечением инвесторов, а т.к. о ней было мало информации – она входила в более крупный холдинг. Было принято решение создать агентство газовой информации, через которое было создано информационное поле о газовой отрасли.
  7. Инвестору важно понимать историю успеха предприятия, т.е. благодаря чему предприятие добилось успеха: квалифицированному менеджменту, конъюнктуре на рынке, удачной маркетинговой идее. Это поможет ему оценить факторы успеха, оценить их в перспективе и принять решение. В этой ситуации ценным является корпоративная культура, т.е. стабильность корпоративного управления.
  8. С инвестором надо больше говорить о рисках. Инвестору важны не только финансовые показатели, но и риски, которые могут быть, и каким образом из них выходить. Например, каков размер взятки потребуется, или какие проблемы с арендой земли и т.д.
  9. Инвестор очень чувствителен к лжи. Самое страшное для инвестора, когда ему приукрашивают или скрывают негативную информацию.
  10. Работа с инвесторами должна быть точечная. На каждый инвестиционный проект приходятся единицы или десятки, а не сотни инвесторов, поэтому для работы с ними надо использовать «ковровую» тактику: презентации, встречи, рекомендации.
В создании инвестиционной привлекательности важно ответить себе на три вопроса: кому, что и как. Кому предложить инвестиционный проект, какую идею и какие инструменты надо использовать для предложения. После ответа на эти вопросы инвестиции не заставят себя долго ждать.
Анатолий Акантинов
27.02.2011