Беларусь - транзитная страна

Беларусь - транзитная странаАвтор: Анатолий Акантинов, Генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы».

Последнее время все больше и больше идет речь о том, на чем Беларусь может зарабатывать и хорошо себя чувствовать в мировом экономическом пространстве.

Называются разные версии: машиностроение – как бывший сборочный цех, деревообработка – как имеющая сырьевой базис, нефтехимия – как использование пока недорогого сырья, сельское хозяйство – как территория, имеющая широкие аграрные возможности и перерабатывающую пищевую отрасль. Однако, в любом случае, надо найти приоритет, на котором надо сконцентрироваться и иметь достаточные прибыли. Контролировать и развивать все отрасли достаточно сложно.

Рассуждая на эту тему, важно понять, что, дискуссия о том, какая отрасль главнее, может привести к тому же результату, что и рассуждения, что первично - курица или яйцо. В этом случае на данную задачу надо посмотреть с другой стороны, в другой плоскости. Не в отраслевой, а, например, в управленческой. Чтобы лучше понять этот смысл, давайте рассмотрим такое понятие как, инновации. Традиционное понимание заключается в том, что инновацией являются научно-технические разработки научно-исследовательских институтов. Здесь можно рассуждать и о внедрении разработок, об их стимулировании и т.д. Но часто мы забываем о том, что инновации нас окружают везде, начиная с житейских вопросов и заканчивая маркетингом, менеджментом, политикой. Ведь, например, инновации в менеджменте не менее важны, чем в технологии производства, а, может быть, даже и весомее. Достаточно посмотреть на развитие в последнее десятилетие Китая. Здесь инновационный подход и в политике, и в управлении, и в экспорте и т.д. А технологии и технические инновации сами пришли в Китай.

В этой связи важно посмотреть с более широкой точки зрения на возможности Беларуси и приоритеты её развития. Часто получается, что мы занимаемся «мышиной возней» или бежим за сиюминутной выгодой, а ещё хуже - пытаемся сохранить свое устаревшее прошлое. Меняется мир, а также технологии управления и политики. Важно знать и уметь их применять. Для этого надо определенным образом развивать направленность мышления. Ведь в нынешних современных условиях административный, жесткий стиль управления уже не дает должных результатов. Это мы могли наблюдать и в нашей стране. Сейчас идет попытка найти новый подход к управлению, но, к сожалению, это процесс «собаки на сене» - мы хотим получить новое, не теряя старое. Без нового мышления и подхода будущее будет убогим. Необходимы новые молодые кадры, имеющие не зацикленный, закомплексованный стиль мышления.

Теперь подойдем к главному - к мысли, которая не претендует на мнение в последней инстанции, но, на мой взгляд, имеет место быть. К тому же имеется исторический опыт такого подхода, например, в Гонконге. В этом случае я позволю себе представить Беларусь как большой мегамаркет. Если вспомнить технологию получения доходов любого магазина, супермаркета, то основным показателем эффективности его работы является не доход товарной группы, и даже не товарооборот, а отдача с квадратного метра. Супермаркету все равно, что продавать и чей это будет товар. Главное, чтобы продукт, находящийся на полке, приносил прибыль. А это достигается различными методами: и платой за вход в сеть, и платой за полку, и за рекламу в магазине. Кроме того, поставщик сам должен побеспокоиться о качестве своего товара, упаковке, ассортименте, выставлению своего товара и продвижению. Обратите внимание, что мышление в данном случае совершенно другое, в отличие от привычного для нас экономического подхода. Я позволю себе его назвать маркетинговым.

Теперь перейдем к Республике Беларусь. Учитывая, что в Беларуси развито много отраслей (все их сложно развивать самостоятельно, тем не менее, все они имеют возможности развития); учитывая то, что у нас не такая большая численность населения (нет рынка, кадров, как в том же Китае); учитывая, что у нас нет сырьевых ресурсов (как в России или Арабских Эмиратах), мы выходим на более стабильную, емкую, управляемую и понятную категорию, как ТЕРРИТОРИЯ.

Нам действительно подарено такое удивительное преимущество со своим транзитным, природным, человеческим потенциалом. Это можно сравнить с такими преимуществами, как Суэцкий или Панамский канал (природный потенциал), Канарские острова и Майями (туристический потенциал), как Германия и Япония (интеллектуальный и инновационный потенциал), как США (предпринимательский потенциал), как Китай (человеческий и управленческий потенциал). Везде страны используют свои исторические, территориальные, природные, человеческие, управленческие ресурсы. Неужели у Беларуси нет таких преимуществ? Главное - их грамотно определить и развить.

Если развивать тему ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА, необходимо определить приоритеты и механизмы его развития. Когда мы говорим о ТРАНЗИТНОМ потенциале, это не значит, что мы имеем в виду только природную составляющую или транспортную. Здесь следует рассматривать преимущества намного шире. Это место, где выгодно создавать производства, так как экономятся ресурсы на логистику, это территория мероприятий, т.е. международных событий, это территория, где создаются высокоинтеллектуальные разработки, используя человеческий потенциал и т.д. Одним словом, на все отрасли, которые находятся в республике, я бы посмотрел с точки зрения ТРАНЗИТНОЙ ЭКОНОМИКИ. Да и государству контролировать транзитную территорию легче, чем все отрасли.

Определить цель ещё не достаточно, необходимо создать условия, чтобы это заработало. Сейчас ведутся попытки привлечь инвестиции в Беларусь, но при этом сохраняется высокая доля предприятий в государственной собственности и ограничены условия, что отпугивает инвесторов. Страна претендует на Чемпионат мира по хоккею 2014 года, но при этом не достаточно развит гостиничный и ресторанный бизнес. А что будет после Чемпионата мира? Перспектива не ясна, нужны ещё мероприятия, и  над этим надо работать. Для привлекательности производственного или торгового бизнеса, который является источником транзитной экономики, необходимо создавать условия, например, безналоговый и торговый оффшор, над созданием которого надо также работать. Проблему, которую можно наблюдать в Беларуси – это её историческое наследие в виде «сборочного цеха» - жаль оставлять. А ведь за последние годы мы потеряли технологическое, дистрибуционное, ресурсное, инвестиционное преимущество, и это все больше и больше давит на нас. Именно это не позволяет нам свободно принимать решения. Надо освободиться от этих оков, посмотреть на ситуацию другими глазами и принять решение.

Беларуси ещё над многим надо работать, но главное - не потерять время, не буксовать, а более стремительно набирать обороты. Без принятия четкой стратегии страны, учитывающей новые подходы и её грамотной реализации, это будет сложно сделать.

Анатолий Акантинов
29.08.2010