Алена Адамчик: «Белоруски формируют имидж страны»

«Bielaruski. Women of Europe», пятитомный подарочный фотопроект известнейшего белорусского автора Алены Адамчик, теперь доступен для просмотра любому желающему. Фотохудожница лично передала результат своего шестилетнего труда Национальной библиотеке РБ.

Идея показать и рассказать о белорусках родилась у Алены Адамчик шесть лет назад, когда она задумала с помощью фотографии максимально открыто и ярко рассказать миру об успехах белорусских женщин в карьере и семье. Тогда и появился первый фотоальбом «Bielaruski», где Алена показала образы и портреты – от простых женщин и спортсменок, до многодетных мам. Фото счастливых прекрасных представительниц Беларуси говорят сами за себя. И, кстати, благодаря им иностранцы формируют свое мнение о современной Беларуси.

Последний альбом, вышедший в 2010 году, называется «Bielaruski. Women of Europe». Движущей идеей пятого альбома стало стремление показать белорусок, живущих не только у себя на родине, но и за границей. Елена Адамчик будто захотела доказать всему миру: наши девушки – самые красивые и интересные. Как призналась автор, своих моделей она находит с первого взгляда – есть что-то, что выделяет белорусок из всех женщин на земле. Некоторые из них живут в Беларуси, как, скажем, олимпийская чемпионка Марина Лобач (Marina Lobach). Некоторые же по стечению обстоятельств переехали за границу, но не порвали своих связей с белорусской культурой и традициями и называют своей родной землей именно Беларусь.

Инна Майер (Inna Maier), одна из 12-ти героинь фотоальбома «Bielaruski. Women of Europe», в книге написала о себе следующее: «Я родилась в Минске. Мое детство и отрочество прошли в родной Беларуси. Летом родители отвозили меня в живописную деревню Родина в Дзержинский район. Там начиналась другая жизнь: пение соловьев, шум леса, звуки деревни, запахи мха и цветущей липы. Все это, переплетенное так, что невозможно разделить, – источник чистоты и вдохновения, силы и бесконечности. Беларусь – это заливные луга, леса, множество рек и озер. Каждое из них имеет свой неповторимый дух, характер. Погружаясь в озеро, сразу ощущаешь, какое начало оно в себе несет, – мужское или женское. Впитывая взглядом, кожей, и сердцем его послания, выходишь обновленным, сильным, вдохновленным, а главное – любящим. Вот она, истинная тайна Беларуси – бесконечная любовь, льющаяся, будто из родника, из святого места, куда всегда хочется вернуться после любых путешествий, которое всегда близко сердцу, несмотря на расстояния».

Фотоальбомы уже произвели фурор в разных странах мира, где Алена Адамчик презентовала свои фотоработы и издания – от России до Монако. На 180 полноцветных страницах последнего альбома представлены портреты и размышления о жизни, любви, семье, счастье, работе, Беларуси, Европе 12-ти известных женщин из Беларуси, России, Латвии и Литвы. «Этой работой я хотела сказать, что для наших женщин нет границ», – говорит Алена Адамчик. В будущем фотохудожница планирует, если удастся, снять свои сюжеты и в других странах. «Все эти книги не коммерческие, а престижные культурные проекты», – добавила Алена.

10 декабря Алена Адамчик передала свои пять фотоальбомов с личным автографом в фонд Национальной библиотеки Республики Беларусь. Торжественная передача книг прошла во время открытия ее персональной фотовыставки «Bielaruski. Women of Europe», открывшейся в галерее «Ракурс» Национальной библиотеки при участии Министерства информации, Министерства культуры Республики Беларусь и аналитического центра EcooM. Презентацию посетили представители белорусского МИД, иностранные дипломаты, деятели культуры и искусства. Среди гостей также присутствовала первый заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Наталья Петкевич.

«Всех женщин в моих книгах объединяет семья, любовь к детям, искусству и вообще к прекрасному, – говорит Алена Адамчик. – Работая над фотосессиями, я не считаю, что я кого-то веду за собой, или следую за героиней, нет. У нас получается равноправный диалог, мы делаем что-то вместе. И что получится в итоге – изначально прогнозировать сложно. Это не студийные фото, поскольку в студии делать портреты скучновато, я больше всего люблю снимать модель в ее естественном окружении. Каждая съемка – на улице, в ресторане, в порту, на взлетной полосе, наконец, – тщательно готовится заранее. Готовятся персонажи, их гардероб, макияж, прически, машины, аксессуары, даже вертолеты».

«Есть некоторые отличия между женщинами разных стран, – продолжает фотохудожница. – Конечно, итальянки очень импульсивны и могут создать целое шоу на улице, а белоруски – скромные. Но я считаю, что белоруски – это женщины Европы, и их традиции, культура принадлежат Европе. У нас богатые национальные традиции, а белорусская история повлияла на историческое развитие Европы. Поэтому противопоставлять Беларусь и Европу я никогда бы не стала».

«Мне кажется, между женщинами всего мира гораздо больше общего, чем между мужчинами, – считает Алена Адамчик. – Мужчины подвержены внешним вызовам – бизнесу, политике, религиозным, национальным конфликтам. Проблемы в этих сферах их разъединяют. А у женщин при всех тех же различиях, что и у мужчин, есть одна общая глобальная задача: продолжение человеческого рода. Поэтому у меня родилась такая идея: создать организацию «Women of Europe». Хочу воссоздать глобальный образ женщины, который в последние годы, считаю, утерян. Основа образа – женственность, основная задача – забота о будущем, о воспитании детей. Самые лучшие няньки не заменят материнского общения с ребенком, потому что есть знания, которые может передать только любящая мать. Чувство семьи и рода, например. На этих чувствах потом взрастает гражданственность, культура страны, государства. Историческая перспектива нашей страны как европейского демократического государства сегодня в большинстве зависит от женщины, от того, на каком языке она разговаривает с детьми, какие сказки и песни слышат от нее дети, какие праздники будут отмечаться в семьях».

На вопрос, почему фотохудожница решила напечатать свои фотографии в альбомах, она ответила так: «Для фотографа проблема номер один – сохранить свои материалы. Когда-то я снимала на пленку, и негативы хранились в шкафах. Но они со временем царапаются... Потом началась эпоха дисков, эпоха цифры. Но вот прошло пять лет, и что же? Я не могу открыть свои старые файлы! Испортились, изменились диски, накопитель не включается. И вот что удивительно, самым надежным носителем информации по-прежнему остается книга. Она – самый надежный накопитель информации. В нашей семье всегда почиталась книга, вероятно, поэтому я и вышла замуж за литератора. Да и мой папа почти все деньги тратил на книги».

Директор Национальной библиотеки Роман Мотульский, принимая книги в дар фонду, отметил: «Фотоальбомы – это как раз те книги, которые не требуют перевода и понятны всем народам во все времена. И я думаю, что через какое-то время они будут переизданы, а некоторые фотографии Алены Адамчик будут напечатаны отдельными портретами и станут продаваться в салонах. Потому что это эпоха, это история»…
Белрекама

123